УК и коллекторские агентства
Проблема недоплат за предоставление коммунальных услуг существовала всегда, однако особо остро данный вопрос встал для управляющих компаний именно в последние годы. Кто-то не хочет платить из идейных соображений: «все воруют», «сервис плохой», а кто-то просто не может этого делать из-за финансовых трудностей: малоимущие слои населения, многодетные семьи и т.д. При этом бремя недоплаты ложится на плечи именно управляющих компаний, для которых остается только два выхода: реструктуризация задолженности либо обращение в коллекторское агентство.
Полномочия коллекторов
При обращении в коллекторские агентства важно понимать, что такие организации являются коммерческими юридическими лицами, в чьи обязанности входит возврат долгов своему клиенту (в данном случае управляющей компании). Однако в настоящее время не существует каких-либо специальных нормативно-правовых или законодательных актов, которые бы регулировали их деятельность.
В итоге коллекторы (даже если они заявляют обратное) не имеют права давить на неплательщиков какими-либо способами, например, через руководителей организаций, сотрудниками которых являются недобросовестные собственники или квартиросъемщики, угрожать должникам и даже узнавать информацию об их доходах в налоговой инспекции или пенсионном фонде. Иными словами, правомочиями, характерными для государственных контролирующих и правоохранительных органов, таких как служба судебных приставов, коллекторы попросту не обладают.
Как действуют коллекторские агентства
Итак, что же могут предпринять коллекторы в рамках своих юридических полномочий, чтобы воздействовать на недобросовестных плательщиков?
Во-первых, это телефонные переговоры с должниками, когда сотрудник коллекторского агентства в ходе беседы с неплательщиком объясняет суть претензии, выясняет причины, по которым возникла задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг и информирует о размере его долга управляющей компании. Если выясняется, что ранее данный собственник или квартиросъемщик имел репутацию добросовестного плательщика, а задолженность образовалась из-за его временных финансовых трудностей, коллектор вправе (если УК наделила его такими полномочиями) предложить должнику подписать договор о реструктуризации долга, согласно которому жилец сможет вносить платежи в рассрочку в соответствии с согласованным графиком.
Вторым способом является рассылка SMS-сообщений с информацией о сумме образовавшейся задолженности.
И, наконец, еще один метод воздействия – личная встреча с недобросовестным плательщиком в удобном для него месте, в ходе которой коллектор выясняет причины возникновения задолженности и предлагает различные способы ее погашения.
Вообще, УК крайне ограничены в методах урегулирования проблемы недоплат по услугам по управлению и эксплуатации жилой недвижимости и имеют право либо наложить обязательство по единовременной выплате задолженности, либо взыскать ее в судебном порядке.
Когда имеет смысл обратиться к коллекторам?
Перед обращением в коллекторское агентство следует знать, что размер требуемого ими вознаграждения может колебаться в пределах от 15% до 35% от суммы долга – это очень недешево. Соответственно УК должна располагать финансовыми возможностями для этого. То есть получается, что в случае единичных невыплат, это просто нерентабельно. Если же речь идет о должнике со «стажем» от одного года, смысл обращаться к коллекторам есть. Дело в том, что если УК попытается взыскать эту задолженность через суд, то от момента получения судебного решения и исполнительного листа и до поступления на счет УК денежных средств может пройти три года, что, естественно, сильно ударит по карману управляющей организации.
Альтернативные способы взыскания задолженностей
Иным методом воздействия на неплательщиков является налаживание двусторонней связи «УК – жители дома». Это помогает искать компромиссные решения взыскания задолженностей – предлагать различные по суммам и количеству траншей выплаты – в каждом конкретном случае.
Приведем два примера из опыта компании МАТОРИН:
1. В одном из многоквартирных домов, за эксплуатацию которых отвечает наша компания, проживает семья из четырех человек: супруги и двое их детей. Отец – основной кормилец семьи – перенес инфаркт, в результате которого стал временно нетрудоспособным. Как итог, за год накопилась довольно серьезная сумма задолженности по оплате ЖКУ. Мы реструктуризировали ее таким образом, что семья смогла осуществлять выплаты ежемесячно на протяжении года вместо единовременного погашения долга.
2. В другой отец стал недееспособным в результате аварии и семья не вносила оплату за ЖКУ в течение полугода. Мы долго пытались связаться с собственниками, но безуспешно. Однако через два месяца супруга пострадавшего принесла нам справку из больницы. Войдя в положение семьи, мы пересчитали сумму оплаты за услуги ЖКХ с учетом льгот, причем не только на будущий период, но и на восемь предыдущих месяцев (с момента, когда произошла авария), хотя на протяжении этого периода сами расплачивались с ресурсоснабжающими организациями своими оборотными средствами на 100%.
Другими словами, если мы понимаем, что вернуть всю сумму задолженности за ЖКУ возможным не представляется, то наша компания старается идти навстречу неплательщикам, чтобы компенсировать хотя бы часть своих расходов. Но в любом случае, ситуацию в отношении каждого собственника необходимо изучать индивидуально и соответственно ей подбирать оптимальные способы воздействия.