Решение проблем ЖКХ: воспитание населения
27 марта 2013 год.
Немного статистики
Социологические опросы показывают, что для 44% граждан России цены на услуги ЖКХ являются самой болезненной темой, 26% беспокоит недоступность и дороговизна жилья, 16% – состояние жилищно-коммунального хозяйства. Причем есть регионы, где эти вопросы считают самыми острыми и насущными более 60% граждан.
За период с 2008 по 2012 год отремонтировано около 135 000 домов общей площадью свыше 400 миллионов квадратных метров – это 30% площадей, нуждающихся в капремонте. В результате улучшены условия проживания свыше 17 миллионов человек.
По данным Росстата, в 2011 году более полутора миллионов многоквартирных домов имели износ от 30 до 65 процентов. Это свыше половины всех жилых зданий в стране, и проживает в них 45 миллионов человек. Проблемы накапливались давно и в последние годы только отчасти начали решаться за счет инструментов, имеющихся в распоряжении Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Картина состояния жилого фонда на данный момент
Для четкого понимания потребности в финансовых ресурсах необходима ясная картина состояния жилого фонда по стране в целом, а также на региональных и муниципальных уровнях. Ее можно получить, если провести полную инвентаризацию жилья, а затем наладить систему регулярного мониторинга его состояния.
В декабре 2012 года принят Федеральный Закон № 271, который предусматривает привлечение средств собственников жилья для проведения ремонта в многоквартирных домах. Такой подход является разумным, потому что именно собственник обычно несет ответственность за сохранность и ремонт своего имущества. В частности, за рубежом это является обычной практикой. Однако в нашей стране отношение к жилью как к собственности — особое. В результате приватизации более 80% жилищного фонда стало частным, но соцопросы показывают, что половина граждан уверена в обязанности государства полностью финансировать ремонт их многоквартирных домов. Владимир Путин считает, что «нечестно перекладывать все на граждан. Кроме этого, это и не является возможным, так как они не в состоянии решить эту задачу. Ведь когда имущество передается новому собственнику, оно должно быть в надлежащем состоянии. А если не передано в надлежащем состоянии, то нельзя это сбрасывать на плечи людей».
Конечно, привлекать жителей к осуществлению капремонта нужно, но в каком объеме – это очень тонкий вопрос. Трудно объяснить людям, почему кроме растущих платежей за услуги ЖКХ (часто неудовлетворительного качества) они должны дополнительно платить еще и за ремонт. Поэтому сегодня необходимо всесторонне, подробно и тщательно проанализировать все возможные варианты. В некоторых регионах уже накоплен определенный опыт по внедрению собственных программ капремонта и его софинансирования. Некоторые из них являются эффективными, а значит, сейчас нужно эти практики обобщить, проанализировать и широко внедрять в масштабах страны.
По общей логике в начале решения масштабных проблем стоит создание концепции. Далее разрабатывается программа действий, в данном случае, учитывая социальную значимость, сложность, важность проблемы, лет на 30-40. После этого разрабатываются планы на 5-7 лет.
Вышеизложенное является сферой деятельности государства совместно с профессиональными сообществами. Но ведь есть еще и народ (население), который, став собственником формально, на бумаге, не стал собственником в душе и уме.
Практические примеры
Рассмотрим пример. Человек покупает машину 93 года выпуска, «Жигули» 5 модели за 200 долларов. В этой простой житейской ситуации он четко понимает, что приобретает не «Мерседес», а «убитую» машину. Любому понятно, что требовать от прежнего владельца капитального ремонта продаваемой машины, ни кому в голову не придет.
При приватизации жилья ситуация аналогичная. Гражданин, хоть и бесплатно, но приобретает собственность. И у каждого есть выбор. Либо мы приобретаем квартиру в «убитом» доме, с «убитыми» коммуникациями и текущей крышей, либо меняем простенькую квартиру на более благоустроенную в более современном доме с доплатой, либо покупаем квартиру и т.д. Вариантов приобретения жилья в собственность у свободного гражданина в свободной стране множество.
А что же получилось у нас на деле? Младореформаторы в начале 90-х годов выдвинули лозунг: «В России нужно срочно создать класс собственников, который станет гарантом стабильности страны». Для реализации этой идеи было предпринято несколько шагов.
- Ваучерная приватизация, как идея народного капитализма, при котором в экстренном порядке все должны стать собственниками предприятий, на которых они работают. Немножко ошиблись. Вместо народного капитализма получили олигархический.
- Вторая попытка (в нашей традиции): экстренно создать массовый класс собственников путем бесплатной приватизации жилья. Пропаганда, призывающая к приватизации, которая обрушилась на население, выпукло, наглядно, доходчиво показывала плюсы, выгоды от получения жилья в собственность:
- можно продать;
- заложить в банке для получения кредита;
- передать по наследству, в конце концов, подарить и т.п.
Выгоды очевидны и безусловны: появившаяся собственность расширяет свободу гражданина.
Другая сторона медали, появляющиеся обязанности собственника и его ответственность за нее, замалчивалась и не пропагандировалась.
Привить психологию настоящего собственника у большей части нынешнего поколения «бесплатных приватизаторов» невозможно.
В этой связи можно вспомнить Моисея, который водил свой народ по пустыне 40 лет. За это время у рабов родились дети вне рабства, а у детей, родившихся вне рабства, родились свободные дети. С психологией свободных людей. Напрашивается аналогия и в нашем случае. Мне кажется, что дети детей первого поколения «приватизаторов» должны стать в душе и умах ответственными собственниками своего жилья.
Это как раз подтверждает, что программа по воспитанию чувств ответственного собственника, должна быть долговременной и рассчитана на 30-40 лет.
Что делать?
Что же делать в нынешней, сложившейся ситуации? Совершенно правильно и обоснованно действует Президент, Правительство, Государственная дума и региональные власти.
Возьмем Москву. В настоящее время в городе в рамках Постановления правительства Москвы № 575 от 06. 12. 2011 г. действует Программа софинансирования капитального ремонта многоквартирных жилых домов, по которой вклад жителей в бюджет капремонта составляет от 5 % его стоимости. Остальное субсидирует Правительство Москвы. Что в абсолютных величинах составляет от 6 до 10 тысяч рублей с квартиры в зависимости от объемов работ, включенных в программу капремонта.
Наверное, эта та плата, к которой морально готово нынешнее поколение собственников жилья.
Программа по воспитанию чувств собственника и ответственности за свое жилье должна патронироваться и финансироваться государством. Особое внимание в ней должно быть уделено воспитанию экономической грамотности у населения. Причем начинать обучение необходимо как можно раньше, уже в детском саду. Далее по возрастной цепочке – школа, ВУЗ, учебные центры для лиц старшего возраста. Особую значимость в этой цепочке имеет социальная реклама с ее мощной энергетикой образного воздействия.
Другим аспектом Программы должно стать приведение жилищного законодательства в соответствие с современными реалиями. Существует парадокс – многоквартирный дом стал простым набором квартир. Чувство собственника есть у каждого в отдельности владельца квартиры. А общее имущество дома хозяина не имеет. Оно никак не выделено и законодательно не закреплено.
И, наконец, назрела объективная необходимость выработки общенациональных стандартов, введения единой терминологии, унифицированных стандартов услуг и стандартов профессиональной подготовки кадров для ЖКХ в масштабе страны.