Раскрытие информации об управляющих организациях

  • Журнал «Управление многоквартирным домом» 
  • 12 марта 2013 год

23 сентября 2010 г было принято постановление Правительства РФ за №731. В нем утверждался стандарт по раскрытию информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Это первый документ, четко регламентирующий и устанавливающий не только требования к раскрываемой информации, но и порядок, сроки и способы её раскрытия.

Профессиональные УК и без данного постановления давали отчет жителям о проделанной работе. Данный документ только стандартизировал эту процедуру, хотя и жестко, но справедливо. Однако не стоит забывать, что еще есть ТСЖ и ЖСК, которые являются самостоятельными управляющими организациями.

Жители часто сталкивались с ситуацией, когда председатель ТСЖ не предоставлял жителям желаемую информацию, а также другие необходимые документы. Нередко жители не могли получить и текст Устава (к которому все члены ТСЖ должны иметь доступ). В результате официальных запросов собственников, отправляемых председателю ТСЖ, они получали рекомендации по истребованию в судебном порядке. Жители при подобном сценарии развития событий отказывались платить за услуги. Это приводило к огромному недобору денежных средств за «коммуналку» и, как следствие, становилось причиной судебных разбирательств. В итоге кредиторская задолженность перед ресурсоснабжающими организациями росла в геометрической прогрессии.

Так что это жесткое постановление заставило поменять стиль работы таких организаций, а где-то привело и к смене власти. В отношении же добросовестных УК, по сути, ничего не изменилось.

Почему УК все-таки скрывают информацию

Это диктуется исключительно потребностью УК в сокрытии нерационального распределения денежных средств. Значит, при проведении любых работ должны обязательно присутствовать представители общественности. Но, как правило, часто за них ставят подпись в актах приемки люди, лояльные к УК, либо сами сотрудники. Но если инициативная группа дома отслеживает выполнение работ, то это практически невозможно.

Иногда компания скрывает растрату денежных средств с помощью завышения стоимости ремонтных и диагностических работ. Но это очень опасно для самой УК. Например, если жители захотят сравнить стоимость различных услуг в открытых источниках (например, на сайте другой организации) и найдут УК, осуществляющую работы на объекте за меньшую стоимость, они могут проверить работу этой УК и, убедившись в ее достойном качестве, просто сменить существующую компанию.

Где может публиковаться информация?

В настоящий момент функция контроля за размещением информации возложена на окружные отделения Мосжилинспекции. Ранее данный вопрос контролировали (по возрастанию иерархии) ГБУИСы, управы, префектуры.

Если организация не приняла решение о раскрытии финансовой информации, следовательно, она нарушила положение по ПБУ 10/2012, которое установлено законодательством РФ. В положении сказано, что данную информацию должны раскрывать все коммерческие организации (кроме кредитных), являющиеся юридическими лицами. Следовательно, коммерческие организации обязаны отправлять эти сведения в налоговые инспекции, а те, в свою очередь, публикуют их в открытых источниках. Непринятие решения о раскрытии информации по ПБУ 12/2010 должно быть обжаловано в суде.

Однако при отказе в предоставлении информации для УК ответственности, как таковой, не предусмотрено. К тому же обжалование требует немалых временных и материальных затрат, с которыми сторона, запрашивающая информацию сталкиваться не хочет. Поэтому (по умолчанию) срок ответа на запросы со стороны контролирующих органов о некорректном предоставлении информации (если иное не указано в официальном запросе) должен составлять 2 дня и храниться в организации не менее 5-ти лет.

Как правило, Мосжилинспекция и ГБУИс в своих факсограммах информирует УО о том, какая именно информация и в какие сроки должна быть представлена. В случае неисполнения предписанных контролирующими органами требований за несвоевременное размещение информации на интернет-порталах предусмотрены штрафные санкции в размере от 600 000 руб. УО в любом случае должна будет оплатить этот штраф, иначе префектура будет в праве остановить ее деятельность на объекте.

Важно, что финансовые показатели, которые должны быть раскрыты на сайте, могут быть понятны лишь тем пользователям, которые обладают специальными знаниями в бухгалтерской сфере. Эта информация предназначена, скорее всего, для контролирующих органов. Однако стоит учесть, что человек, живущий в обычном МКД, предпочел бы видеть эти отчеты более простыми и доступными, составленными по принципу «что, где, за сколько и когда было сделано в доме».

Размещение информации на государственных порталах

Весной 2012 года ГБУИСы активно взялись за УО, задавшись целью обязать их размещать информацию в полном объеме на следующих интернет-сайтах (хотя в постановлении об этом не сказано ни слова):

  1. Сайт «Дома Москвы» (www.dom.mos.ru);
  2. Сайт министерства регионального развития (www.minregion.ru);
  3. Корпоративный сайт УО

Так, у жителей появилась возможность оставлять комментарии, касающиеся двух основополагающих факторов успешного сотрудничества собственников и управляющих организаций: текущего содержания жилого фонда и законности управления во многоквартирных домах.

Также (по запросу населения и контролирующих органов) УО должна размещать всю необходимую информацию на информационных стендах в подъездах домов, в которых оказывает услуги управления.

Трудности

Очевидно, что сейчас ПП РФ №731 теряет актуальность и требует доработки. С одной стороны, в нем сказано, что отнюдь не обязательно публиковать всю информацию, так как УК может предоставлять её по запросу собственника. Но на деле оказывается, что УК не только не вправе уклоняться от размещения информации, но и обязана осуществить его в полном объеме.

В нем также должно быть подробно прописано, кто именно должен контролировать и осуществлять размещение информации, условия выставления и размер штрафных санкций, а также актуальные интернет-ресурсы. Должна быть создана горячая линия по проблемным вопросам, по которой УО будут получать грамотную и исчерпывающую информацию. Для служб техподдержки должны быть установлены регламенты и инструкции по времени реагирования на поступающие заявки. Также необходимо

организовать обучающие семинары-практикумы по размещению информации на порталах, так как даже молодому поколению сложно разобраться в этом, не говоря уже о представителях жилищных объединений, которым за 50 лет.