Кому поручить поиск арендаторов для коммерческой недвижимости

  • Журнал «Commercial Real Estate» 
  • 28 марта 2012

Изменившаяся экономическая ситуация и, в частности, мировой финансовый кризис привели к тому, что в настоящее время многие объекты коммерческой недвижимости испытывают затруднения с заполнением своих площадей. Часто отсутствие арендаторов приводит к упадку бизнеса. Эксперты компании МАТОРИН постарались разобраться, почему некоторые объекты остаются на плаву, а другие терпят убытки.

Брокеридж: подход, который оказался неверным

На протяжении длительного времени можно было наблюдать, как из года в год наряду с рыночной стоимостью объектов недвижимости повышаются арендные ставки. Рынок недвижимости последних лет можно было охарактеризовать как «рынок продавцов»: как собственники, так и арендодатели диктовали свои условия, на которые были вынуждены соглашаться арендаторы.

Нередки были случаи, когда собственники объектов не ставили целью постоянную работу с арендаторами, а просто отдавали задачу по заполнению арендных площадей профессиональным брокерам рынка. Соответственно, задачей брокеров было именно заполнение здания арендаторами, а никак не многолетнее обслуживание объекта. Собственник при этом избегал дополнительных финансовых нагрузок, связанных с созданием расширенной службы работы с клиентами. А брокер за короткий срок подбирал арендаторов и получал свое вознаграждение. Это устраивало практически всех, но, как показала практика, этот подход себя не оправдал.

Профессиональное управление – секрет успешного арендного бизнеса

Наряду с брокериджем существовал и другой подход, который, будучи менее распространенным, оказался более правильным, о чем сейчас говорят сухие цифры.

Передача коммерческого объекта на управление профессиональной управляющей компании предполагала ее участие в разработке концепции, контроль процесса строительства, подбор арендаторов и последующее взаимодействие с ними. Работа с объектом осуществлялась с учетом его развития в долгосрочной перспективе.

Услуги управляющей компании по подбору арендаторов осуществлялись совершенно по-иному. УК занималась созданием так называемого «закрытого клуба», арендаторы приглашались с учетом специфики их деятельности, совместимости с другими компаниями. Таким образом, арендаторы гармонично наполняли коммерческий объект. И именно такие объекты оказались наиболее устойчивыми к процессам, происходящим в экономике.

Какой подход выбрать

Во многом это зависит от целей и задач, которые ставит перед собой собственник коммерческого объекта.

Если основная цель – получение прибыли в краткосрочной перспективе, то есть смысл воспользоваться услугами брокеров.

Если же цель – получение регулярных финансовых поступлений в долгосрочной перспективе и комплексное управление объектом, то, бесспорно, выигрывает профессиональная управляющая компания, в услуги которой, наряду с другими мерами, направленными на повышение инвестиционной привлекательности объекта, входит подбор арендаторов.