Взгляд в будущее: о перспективах УК

  • Журнал «Commercial Real Estate» 
  • 07 декабря 2012 год

Многие представители бизнеса высказывают мнение о том, что пресловутой «второй кризисной волны» в России опасаться не стоит, а негативные последствия мировых финансовых потрясений-2008 уже преодолены. А значит, уже можно делать некоторые перспективные прогнозы на предстоящий год. О перспективах, ожидающих рынок управления и эксплуатации недвижимости вообще и компанию МАТОРИН в частности, рассказывает ее генеральный директор, Кузнецов Андрей Геннадиевич.

Будет ли рынок жилой недвижимости для управляющих компаний перспективным?

Компания МАТОРИН, как пионер в этом направлении, однозначно уверена в этом. Потому что даже операторы, которые заявляли, что в этом сегменте вовсе не планируют работать, начали потихоньку выходить на рынок жилой недвижимости. Но пока что они не активны, так сказать, присматриваются, взяв несколько объектов (в основном с конкурсов) на оказание услуг по комплексному управлению недвижимостью. С их стороны происходит «разведка боем» и однозначно движение в этом направлении есть и будет.

Что можете сказать о сегменте апартаментов?

МАТОРИН пока не осваивает сегмент апартаментов, хотя делала бы это с удовольствием. Пока на рынке еще довольно мало подобной недвижимости. Это не удивительно, ведь, при сопоставимых затратах на строительство торговой и офисной недвижимости, срок окупаемости у апартаментов гораздо выше, поэтому у нас и не развивается рынок аренды жилых помещений, как, к примеру, в Америке и Европе. Если назвать жилую недвижимость офисом, он будет окупаться в два раза быстрее.

Апартаменты – это жилые помещения для коммерческих целей, т.е. это коммерческая жилая недвижимость. А в один ряд ставить такие категории неправильно. Например, музей – это не коммерческая недвижимость, а нежилая. Но с точки зрения законодательства – этот объект будет оформлен как коммерческий, потому что он не пригоден для проживания. Но это разные сегменты. В том-то и законодательный парадокс. Отсюда и дальнейшее ошибочное восприятие терминов.

Если бы мы осваивали сегмент апартаментов, то сервисы для данных объектов были бы все те же, что и для жителей многоквартирных домов, но с поправкой на категорию. Т.е. это управление содержанием и дополнительные сервисы для проживания. Обязанность УК заключается именно в выявлении потребности в тех или иных сервисах правильной организации их предоставления потребителям. Для собственника такой недвижимости это называлось бы «Управление содержанием комплекса, планирование его развития, оценка мнений пользователя и создание для них приемлемой инфраструктуры».

Двинутся ли столичные УК в регионы более активно?

Столичные УК далеко не всегда лучше региональных. А часто на региональных рынках встречаются такие самородки, которые еще могут и фору дать некоторым столичным компаниям. МАТОРИН, в частности, планирует стратегию выхода в регионы с помощью франчайзинга, так как считает, что продвижение столичных УК в регионы должно строиться по принципу партнерства, но ни в коем случае не конкуренции.