Порядок ввода в строй тепловых энергоустановок
- Журнал «Property& Facilitymanagement»
- 18 апреля 2013 год
Акты допуска тепловых энергоустановок (ТЭУ) к эксплуатации должны в обязательном порядке подписываться государственными надзорными организациями. В качестве таковых могут выступать региональные отделения Ростехнадзора. Для того, чтобы состоялось подписание подобного документа, а именно:
- ТЭУ должна соответствовать всем необходимым требованиям;
- должна быть в наличии проектная и исполнительная документация, полностью соответствующая смонтированному агрегату;
- должна быть сформирована служба эксплуатации и штат аттестованного персонала;
- должна быть разработана документация для обеспечения исправного состояния ТЭУ.
Порядок передачи ТЭУ в эксплуатацию контролируется следующими нормативными постановлениями, среди которых, в частности:
- Постановление правительства Москвы от 11 июля 2000 г. за №530;
- Положение об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии РД 03-43-98;
- Приказ Минтопэнерго РФ от 28.01.1999 N 21 «О государственном энергетическом надзоре»
- Постановление Правительства от 15 октября 2012 г. за № 1044 “О федеральном государственном надзоре в области использования атомной энергии”
Стандартный алгоритм действий при проведении этой процедуры выглядит следующим образом:
- Застройщик обеспечивает соответствие смонтированного оборудования проекту.
- Со стороны проектировщика обеспечивается авторский надзор (если таковой привлекался).
- Формируется пакет необходимых документов (описание и характеристики энергоустановки, характеристики, ссылка на проект и организацию, которая занималась проектированием, ссылка на авторский надзор, ссылка на испытания, которые проводились).
- Делаются пробные испытания ТЭУ (72 часа по обеспечению непрерывной работы).
После успешного окончания всех вышеописанных действий выдается акт о вводе ТЭУ в эксплуатацию.
Особенности процедуры
При организации данной процедуры возникают некоторые нарушения. Например, законченный объект, как правило, собственной службы эксплуатации не имеет, поэтому ее формирует непосредственно застройщик. А поскольку сдавать объект надо как можно оперативнее, то какие-то замечания (в основном касающиеся документации, паспортов оборудования) могут быть не устранены. Поэтому застройщику выгоднее сформировать свою службу эксплуатации на объекте для того, чтобы сам процесс приемки-передачи был реализован беспрепятственно.
Как это ни печально звучит, но данная схема выявляется даже на некоторых обслуживаемых УК МАТОРИНобъектах. Например, один из МФК общей площадью 200 000 кв.м. была своя служба эксплуатации, формально подписавшая акты принятия оборудования в эксплуатацию. В действительности же оборудование находилось в таком состоянии, что при правильном проведении процедуры его не удалось бы принять без устранения замечаний.
Практика раскрывает нам, что если срок по сдаче объекта жесткий, а одно из требований подписания акта допуска – обеспечение электроснабжения по постоянной схеме, то, как правило, получается временное разрешение на строительство. Для того, чтобы из временного разрешения сделать постоянное и подключить объект по постоянной схеме, требуются дополнительные трудозатраты. С одной стороны — нужно входить в сезон, заниматься эксплуатацией ТЭУ и сдавать объект. Но ряд условий при этом не выполнен. Вот тут-то и возникает обширное поле для компромиссов. Поэтому практически везде наблюдается следующая картина: ТЭУ работает, есть договор и акт приемки в эксплуатацию, а схемы электроснабжения временные, сама ТЭУ не доукомплектована, автоматика не налажена, не завершены работы по диспетчеризации.
Передача объекта на баланс
Рассмотрим вопрос балансовой принадлежности объекта на примере все того же МФК площадью 200 000 кв.м. Это законченный строительством объект, при этом в одном проекте собраны инженерные системы, инфраструктура, на 5 объектов создан один центральный тепловой пункт присоединенной мощностью 28 Гкал. Данный ЦТП обслуживает жилой комплекс, а также нежилые помещения коммерческого и социального назначения.
На протяжении трех лет ТСЖ ведет переписку и с энергоснабжающими организациями, органами местного самоуправления и другими госорганизациями для того чтобы заключить договор на передачу в собственность города ЦТП. Но даже при том, что энергоснабжающая организация, которая возьмет ЦТП на баланс (к примеру, МОЭК) будет отпускать Гкал по выгодной для себя цене, она всеми средствами пытается воспрепятствовать передаче и тормозит решение о принятии на баланс. Она прекрасно понимает, что инженерное оборудование, которое было принято в эксплуатацию формально с нарушениями, с частично выработанным ресурсом, ложится бременем на его счет.
Поскольку эти нарушения уже допущены, то УК, заходя на объект, готовит дефектную ведомость на установленное оборудование, а решение по ремонтам принимает собственник. Для того, чтобы состоялась передача, конечно, одним из условий является, рабочее состояние оборудования: должны быть проведены дорогостоящие ремонты, монтажные работы и работы по автоматизации, без которой тепловой пункт работать не может в принципе, то есть ручное регулирование недопустимо с точки зрения акта готовности к отопительному сезону.
Есть и девелоперы, которые, вкладывая деньги, заинтересованы в качественном результате и получении максимального эффекта при минимальных затратах. В этом случае они делают все, чтобы оборудование работало исправно, без нарушения нормативов эксплуатации. Чтобы эту заинтересованность реализовать, помимо застройщика, эксплуатирующей организации и технадзора приглашается четвертая независимая сторона. Она на равных условиях участвует в процессе подписания акта о вводе оборудования в эксплуатацию и абсолютно не заинтересована в искажении информации, поскольку ее участие – это услуга, а сторона рискует своим реноме, когда дает заключение о готовности.
Если такого рода организации привлекать чаще, то будет движение вперед. Сейчас это находится в запущенном состоянии и основное бремя ремонта ложится на собственника, который оказывается обманутым, получая подтверждение о том, что объект исправен и в эксплуатацию передан (поскольку застройщик и приемщик на этапе сдачи-приемки идут на нарушения, чтобы быстрее закрыть проект.)
Не всё, конечно, так плохо и есть риски, на которые Ростехнадзор не готов пойти. Инспекторы со своей профессиональной точки зрения оценивают нарушения, при которых действительно можно участвовать в подписании акта. Безусловно, есть вопросы, оперативно решаемые, недостатки, оперативно устраняемые. Как правило, остаются не устраненными недоработки, связанные с системами управления, с документацией, которые позволяют этому оборудованию обеспечивать необходимые для функционирования объекта параметры. При таких недоработках на собственника ложатся дополнительные эксплуатационные расходы. Например, в случае отсутствия автоматизации на ТЭУ на объекте круглосуточно находится бригада, которая регулирует подачу тепла вручную.
Если же девелопер строит лично для себя, он заинтересован в получении максимальной прибыли от коммерческого объекта. И если стоимость 1 Гкал тепла от МОЭК составляет 1500 руб. и включает работы по ТО оборудования, то стоимость тепловой энергии непосредственно от поставщика («Московские теплосети») обычно на 15-20% ниже и составляет примерно 1200 руб. Данная разница в 300 рублей и относится к тому самому вопросу о балансовой принадлежности оборудования. В данном случае собственник коммерческой недвижимости не заинтересован в переводе ЦТП на баланс города, так как даже с учетом затрат на её обслуживание сможет экономить на стоимости Гкал.
Если же девелопер построил объект и в последующем продает его, то ему необходимо перевести на нового собственника разрешение о присоединении мощности. На рассмотрение обращения от предыдущего собственника этой мощности (даже при том, что меняется всего-навсего наименование собственника) потребуется срок от 30-ти дней. Есть примеры, когда разрешение на присоединение переделывали 6 месяцев. Плюс добавляются все вопросы, связанные с регистрацией особо опасных объектов. Например, на одном из наших объектов газовая котельная расположена на крыше. И для того, чтобы в Ростехнадзоре зарегистрировать данный объект как опасный производственный, новому собственнику необходимо было собирать пакет документов: паспорта на оборудование, сертификаты соответствия, проектные решения, удостоверения аттестации персонала. При отсутствии данной документации собственник обязан был выплатить штраф в 400 000 рублей.
Особенности допуска
Никаких особенностей, в принципе, нет, все требования типовые. Допуск ТЭУ (по сравнению с электроустановками) менее регламентирован в части организации эксплуатации. Но здесь более высокие требования к уровню надежности, более сложная ситуация в части автоматизации и интеграции в систему диспетчеризации, на которой завязан контроль за тепломеханической частью, а также контроль параметров, температурных режимов систем отопления, водоснабжения и вентиляции. Категория надежности выше, чем у электроустановок. Все это без автоматики делать тяжело. А сама процедура допуска ровно такая же, как и для электроустановки.