Поговорим о состоянии подъездов

  • Журнал «Бизнес» 
  • 18 декабря 2012 год

Как гласит известный афоризм, театр начинается с вешалки. Если попробовать перенести его на почву жилищно-коммунального хозяйства, то он будет звучать несколько иначе: впечатление о жильцах складывается в подъезде.

Сегодня на некоторые вопросы собственников жилых помещений, касающиеся функциональности подъездов, отвечает генеральный директор некоммерческого партнерства «Вектор» (НП «Вектор») Стариков Вячеслав Валерьевич.

Что можно назвать главными составляющими любого подъезда?

Об этом можно говорить достаточно долго. Наиболее наглядно и понятно информация об этом указана в приведенной ниже таблице. Из нее четко видно, какие составляющие определяют, в конечном счете, принадлежность жилого дома к тому или иному классу недвижимости. И если с людскими и техническими факторами все понятно, то под коммуникативной составляющей в данном случае подразумевается способность жильцов устанавливать социальные контакты, приходить к взаимопониманию, на разных уровнях обмениваться информацией.

Тип дома

Людская составляющая

Техническая составляющая

Коммуникативная составляющая

Обычный дом

Пристанище бродяг и хулиганствующих подростков (лучший вариант – присутствие консьержа)

Домофон, кнопка связи с диспетчером

Способность к коммуникации крайне низкая

Бизнес-класс

Пост охраны (отдельный охранник из частного предприятия, работающего по лицензии) и/или консьерж, сотрудники коммерческих структур, оказывающих услуги жильцам (кафе, рестораны)

Видеодомофон (видеонаблюдение, начиная со входа на территорию)

Способность к коммуникации средняя

Элитный

Сотрудники службы безопасности, системы «английского консьержа», ресепшн, бюро пропусков, обслуживающий персонал (химчистка, прачечная, СПА, бильярд), сотрудники коммерческих структур, оказывающих услуги жильцам (кафе, рестораны)

Видеодомофон, охранная сигнализация, противопожарная система,

Способность к коммуникации высокая

Может ли консьерж организовать торговую точку в подъезде или этим должен заниматься отдельный представитель?

Какой персонал помимо консьержа должен посменно или круглосуточно дежурить в подъезде, могут определить только собственники жилых помещений. Как правило, это сотрудники охранных фирм, консьержи и т.п. Однако никакой персонал не имеет права заниматься торговлей в подъезде. Его (персонала) функциональные обязанности четко определены в трудовом договоре или должностной инструкции. Неисполнение своих обязанностей служит основанием для дисциплинарного воздействия (включая увольнение).

У консьержа, например, достаточно много функциональных обязанностей:

  • поддержание порядка в местах общего пользования жилого дома;
  • контроль за чистотой и техническим состоянием лестниц;
  • своевременная передача оперативной информации о нарушениях в эксплуатации дома, поведении жильцов и посторонних лиц;
  • своевременное реагирование на срабатывание аварийных систем, на сигналы жителей о неисправностях внутридомовых коммуникаций и т. д.

Добросовестное выполнение этих функций попросту не оставляет возможностей для осуществления какой-либо торговой деятельности.

Как правильно расположить в подъезде коммерческую структуру?

Возможность и правомерность их расположения (в том числе в подвальном помещении) самостоятельно определяется собственниками жилых помещений. Подобные вопросы регламентирует действующее законодательство, соответствующая статья которого гласит, что собственники помещений пользуются и (в установленных пределах) распоряжаются общим имуществом .

Собственники на общем собрании могут принять решение, на основании которого общие помещения передаются в пользование иным лицам, если это не нарушает их права и интересы.

От чего зависит состояние подъезда?

Состояние подъезда на 90% зависит от «качества» проживающих в нем собственников и нанимателей. Как показывает практика, состояние подъездов более удовлетворительное в многоквартирных домах, в которых собственники и наниматели:

  • принадлежат одному социальному слою;
  • постоянно проживают в данном доме;
  • вникают в процесс управления МКД нанятой ими управляющей компанией;
  • имеют определенный уровень культуры;
  • имеют желание и возможность участвовать в дополнительных расходах на содержание общего имущества, обеспечение безопасности, создание комфорта.
Кто должен контролировать состояние подъезда?

Подъезд — место общего пользования, часть общедолевой собственности, бремя содержания которой несет собственник. Как правило, он поручает содержание и ремонт общего имущества управляющей организации, оплачивает ее услуги и контролирует ее деятельности.

А значит, состояние подъезда зависит от:

  1. Добросовестного выполнения условий договора управляющей организацией.
  2. Размера платы собственника за услуги УК.
  3. Контроля со стороны собственников за исполнением обязательств управляющей организацией.

Периодичность уборки подъезда (общего имущества) упоминается в договоре управления многоквартирным домом, однако четкого регламента не существует. Обычно стороны руководствуются актом рекомендательного характера, согласно которому:

  • влажное подметание лестниц на первых трех этажах проводится ежедневно, а верхних – 3 раза в неделю;
  • мытье полов в кабинах лифта осуществляется каждый день;
  • влажная протирка потолков, дверей, стен, плафонов лифта проводится 2 раза в месяц;
  • очистка металлических решеток, приямка, уборка площадки перед подъездом осуществляется раз в неделю;
  • мытье окон в подъезде осуществляется 2 раза в год;
  • влажная протирка чердачных лестниц, электрошкафов, почтовых ящиков, плафонов, дверей, стен на лестничных клетках – 1 раз в год.